РуСтраховка

Проблемы защиты прав потребителей страховых услуг

30.01.2012

В 2011г. многие крупные страховые компании были вынуждены уйти с рынка страхования, т.к. не смогли увеличить свой уставный капитал или не выполнили требования органа страхового надзора по устранению недостатков. В связи с чем были отозваны лицензии. Как быть страхователям, которые застраховались в данных страховых компаниях? Рекомендации ФинПотребСоюза.

1. Все претензии и жалобы по ОСАГО рассматриваются Российским союзом автостраховщиков (РСА), который является саморегулируемой организацией на страховом рынке. Членами РСА являются крупные страховые компании и фактически союз существует на членские взносы этих компаний. Соответственно возникает конфликт интересов и не в пользу потребителя страховых услуг. Суммы выплат определяются значительно ниже, чем определяют независимые эксперты-оценщики, и получить разницу можно только в судебном порядке. Нарушаются сроки выплаты, вместо определенного законом 1 месяца, затягивается на 2-3 месяца. ФинПотребСоюз считает, что данную ситуацию необходимо менять, усиливая защиту прав потребителей.

 2. По договорам добровольного страхования получить страховые выплаты гораздо сложнее, а на практике оказывается зачастую и вовсе невозможно. Не решает проблему, и обращение в суд о взыскании денежных средств. Суд, скорее всего, удовлетворит требование истца, вынесет решение в его пользу, но получить денежные средства по решению суда весьма проблематично, т.к. компания-страховщик проходит процедуру банкротства. Т.е. застрахованный в дополнение к страховым взносам оплатит работу юриста, госпошлину, а получить выплаты не сможет. В таких случаях прежде всего, целесообразно перестраховаться в другой страховой компании. У каждой страховой компании есть страховые резервы, данные денежные средства используются исключительно для осуществления страховых выплат. При отзыве лицензии, если страховая компания не выполнила свои обязательства, орган страхового надзора назначает временную администрацию, в которую необходимо обратиться со всеми документами, пока есть резервный фонд или встать в очередь кредиторов.

В помощь застрахованным есть понятие страхового фонда - это резерв натуральных или денежных средств, предназначенный для возмещения ущерба. Хороший пример страхования показали кредитные организации «Фонд активов банковских учреждений России» (АСВ «Ассоциации страховании вкладов»), который образуется на добровольной основе за счет взносов коммерческих банков, при этом у вкладчиков застрахованы вклады до 700 тыс. руб. Страховым компаниям также необходимо создать страховой фонд, который позволит гарантировать выплаты по страховому случаю, для начала до 400 тыс. руб.

 3. Еще один актуальный вопрос - это применение общих положений Закона РФ «О защите прав потребителей» (альтернативность подсудности, освобождение от госпошлины, и др.) к договорам добровольного страхования. В разъяснении, утвержденном приказом Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 20 мая 1998 г. N 160 говорится, что к договорам о добровольном страховании применяются общие положения Закона РФ «О защите прав потребителей», такую же позицию поддержал Верховный суд РФ в решении от 28 апреля 2004 г. N ГКПИ 04-418. Но в обзоре судебной практики от 2006 г. разъяснено, что Закон РФ «О защите прав потребителей» не применим к договорам страхования. ФинПотребСоюз считает необходимым внести соответствующие изменения в данный закон.

 


Количество показов: 4347